Содержание:
Аудит СУПБ представляет собой процедуру оценки эффективности системы управления промышленной безопасностью (ПБ) на предприятии. Он также включает детальную проверку достаточности мер, которые приняло руководство организации, и контроль соблюдения обязательных требований ПБ для конкретного объекта.
СУПБ должны внедрять организации, которые эксплуатируют объекты I или II классов опасности. Сама система является совокупностью мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на производстве, а также локализации и устранению последствий подобных происшествий.
Основной приоритет в работе любого предприятия — обеспечение сохранности жизни и здоровья сотрудников. Поэтому предупреждение возникновения опасных инцидентов на производственных площадках становится ключевым направлением для реализации этой задачи.
Владельцы компании, которая эксплуатирует производственные объекты I (чрезвычайной) или II (высокой) классов опасности, обязаны разработать СУПБ и гарантировать ее надлежащее функционирование. Это требование есть в пункте 3 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ. Оно обязательно к исполнению.
Для устойчивой работы СУПБ нужно регулярно осуществлять внутренние проверки всех процессов на производстве. Однако этого часто оказывается мало. С течением времени внутренний мониторинг может превратиться в простую формальность, что разительно снижает эффективность системы. В итоге топ-менеджеры узнают о нарушениях нормативов только после возникновения происшествия с негативным исходом.
С 1 сентября 2025 года начинают действовать изменения в Федеральном законе № 116-ФЗ. Согласно этим изменениям, организации, которые эксплуатируют ОПО I класса опасности, обязаны ежегодно обеспечивать проведение аудита СУПБ. Результаты этих проверок нужно предоставлять коллегиальному органу управления компанией и учредителям до 1 апреля соответствующего календарного периода.
В итоге скоро, помимо создания системы управления промышленной безопасностью, на объектах I класса опасности возникнет обязанность проведения аудита СУПБ. Это потребует привлечения профильных организаций с аккредитацией, которые вправе выполнить независимую проверку и выдать официальное заключение.
Основные критерии оценки соответствия связаны с проверкой:
работы СУПБ через анализ средств, данных и материалов, которые обеспечивают ее функционирование;
соблюдения организацией требований промышленной безопасности;
реального состояния объектов
Разберем определение системы управления промышленной безопасностью и ее аудита с юридической точки зрения.
Нужное нам понятие раскрывается в положениях статьи 11 ФЗ-116 и пункте 5 руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты», которое утвердил Ростехнадзор своим приказом от 09.03.2023 № 103. Согласно этим документам, СУПБ является неотъемлемой частью структуры управления компании, которая эксплуатирует ОПО. Система включает в себя следующие процедуры:
Установление задач и целей организаций, которые эксплуатируют ОПО, в сфере промышленной безопасности. Также оповещение об этом общественности.
Выявление, оценка и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и угроз, которые несут такие ситуации.
Планирование и внедрение мер по уменьшению вероятности возникновения аварий и инцидентов на ОПО. Включая контроль оказания услуг или выполнения работ на опасных производственных объектах сторонними организациями.
Координацию действий по предотвращению аварий и происшествий на ОПО.
Мониторинг соблюдения требований промышленной безопасности на предприятиях.
Обеспечение опытного использования оборудования на ОПО без риска возникновения происшествий.
Своевременную корректировку мер по снижению вероятности аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
Вовлечение персонала компаний, которые эксплуатируют ОПО, в создание и реализацию методов по уменьшению риска аварий на них.
Информационное обеспечение работы в сфере промышленной безопасности.
В целом, СУПБ представляет собой комплекс мероприятий, цель которых заключается в предотвращении аварий и происшествий на ОПО, а также локализации и устранении их последствий.
На данный момент официального нормативного понятия «аудит СУПБ» не существует. Однако разобраться в его значении могут помочь некоторые документы.
Согласно «ГОСТ Р ИСО 19011-2021 Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента», данная проверка представляет собой планомерный и объективный процесс, ход которого тщательно документируют. Его цель — установить свидетельство (информацию о наличии или достоверности чего-либо) и оценить, насколько оно отвечает критериям требований.
Кроме того, в ФЗ-637 (статьях 2 и 3) содержится норма, согласно которой разработка принципов и методов создания в обществе (АО и ООО) СУПБ и проведения ее аудита входит в зону ответственности совета директоров. Таким образом, суть и порядок проверки системы управления ПБ определяет высший орган компаний, которые эксплуатируют ОПО I класса опасности.
Статья 9.1. КоАП РФ предусматривает для юрлиц штрафы от 200 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток за несоблюдение требований промышленной безопасности. Степень наказания зависит от серьезности нарушений.
Зачастую руководство организаций задумывается о нехватке собственных сил для поддержания стандартов промышленной безопасности на объекте только после возникновения проблем. Однако современные компании все чаще выбирают превентивную стратегию предупреждения потенциальных нарушений и минимизации рисков.
Мы определили ключевые риски, которые можно минимизировать благодаря аудиту, а также обозначили соответствующие выгоды от их уменьшения:
РИСК |
Наложение административных взысканий со стороны Ростехнадзора |
Приостановка работы производства |
Получение травм сотрудниками в результате аварийной ситуации |
ДЕЙСТВИЕ |
Осуществление аудита СУПБ |
||
ВЫГОДА |
Сохранение финансовых средств за счет избежания штрафов от надзорных органов. А также обнаружение скрытых проблем при обеспечении всех требований. |
Предотвращение потенциальных нарушений, которые могут стать причиной аварий, происшествий и несчастных случаев. |
Устранение серьезных несоответствий при их обнаружении экспертами в ходе аудита. |
Организации нужна аудиторская проверка, если вы:
хотите избежать штрафов;
планируете устранить недочеты до проверки Ростехнадзора;
ставите в приоритет здоровье сотрудников;
цените свой бизнес и состояние технического оборудования;
понимаете, что у вас не хватает времени и квалификации на глубокий анализ собственными силами;
регулярно фиксируете возникновение опасных ситуаций, но не видите их истинных причин;
привыкли сразу все делать правильно и выбираете превентивные меры вместо устранения последствий.
Аудит стоит доверить экспертам, которые обладают значительным опытом в его проведении на производственных объектах всех типов и категорий опасности.
По завершении проверки СУПБ вы получите официальное заключение и детальные инструкции о том, как соответствовать требованиям для владельцев ОПО.
Рассмотрим перечень направлений промышленной безопасности, на которых стоит акцентировать внимание.
В России нередко происходит передача объектов от одной организации к другой. Это порой приводит к утрате части или даже всей документации на техническое оборудование, сооружения и здания.
Однако важны не только бумаги о проекте объекта. Стоит проверить и эксплуатационные документы, которые руководство обязано держать на предприятии.
Специалисты в обязательном порядке посещают производственные площадки и детально изучают здания, сооружения и производственное оборудование. Эксперты фиксируют даже малейшие нарушения или моменты, которые в будущем могут вызвать поломки или осложнить эксплуатацию оборудования.
Если Ростехнадзор зарегистрировал объект с неполными или некорректными данными, то ответственность все равно несет руководитель организации. Нужно проверить необходимость добавления информации в реестр или ее изменения, а также разработать план дальнейших действий.
Важно удостовериться в наличии необходимого документационного обеспечения СУПБ предприятия, а также информации и бумаг, которые оно в обязательном порядке должно содержать, например, положение о системе управления промышленной безопасностью и декларацию ПБ.
Ростехнадзор особенно тщательно контролирует этот аспект: при крупных нарушениях отзывают лицензию и приостанавливают деятельность организации.
Комиссии по аудиту лучше начать проверку еще до прибытия на объект, чтобы во время визита сразу проинформировать руководство о положении дел и предложить варианты решения ситуации.
Если управление Ростехнадзора направляло вам предписания об устранении нарушений, которые оно выявило, то эксперты должны изучить эти замечания и сообщить об их правомерности.
Эксперты проинформируют ваших сотрудников касательно обеспечения безопасности рабочих процессов и помогут разобраться с дискуссионными моментами в плане законодательства по ПБ. При необходимости получат разъяснения от Ростехнадзора по сложным вопросам.
Рассмотрим пошаговый план осуществления аудита системы управления промышленной безопасностью для организаций, которые эксплуатируют ОПО:
КОНСУЛЬТАЦИЯ |
|
ПОДГОТОВКА |
|
ПРОЦЕСС |
|
СОГЛАСОВАНИЕ |
|
РЕЗУЛЬТАТ | Предоставление документа «Заключение о проведенном аудите СУПБ на объекте» с перечнем несоответствий, которые обнаружила проверка, и советов по их устранению. |
С 1 сентября 2025 года начнет действовать Федеральный закон от 25.12.2023 (ФЗ-637), он внесет изменения в ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В статью 11 добавят пункт 6 с указанием, что организации, которые эксплуатируют ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ. Результаты этих ежегодных проверок нужно передавать коллегиальным органам управления данных компаний и их учредителям до 1 апреля соответствующего календарного периода. Доступ к отчетам могут ограничить федеральным законом.
Также в ФЗ-116 в пункте 1 статьи 9 появятся следующие требования к организациям, которые эксплуатируют ОПО:
Устранять нарушения требований промышленной безопасности, которые выявили специалисты в ходе аудита СУПБ.
Корректировать меры по снижению вероятности возникновения аварий на ОПО согласно рекомендациям экспертов после проверки.
Чтобы избежать возможных рисков, компаниям необходимо учесть все эти изменения в законодательстве. По итогу организациям, которые эксплуатируют ОПО I класса опасности, потребуется:
Добавить в устав принципы и подходы к проведению в обществе аудита СУПБ.
Организовать проверку системы управления промышленной безопасностью в 2025 году.
До 1 апреля 2026 г. направить отчеты с итогами аудита СУПБ коллегиальным органам управления компании и их учредителям.